Народна Освіта » Світова література » Астрид Линдгрен - Пеппи Длинный чулок (читать кратко онлайн, краткое содержание)

НАРОДНА ОСВІТА

Астрид Линдгрен - Пеппи Длинный чулок (читать кратко онлайн, краткое содержание)

Астрид Линдгрен

(1907-2002)

Детство шведский писательницы Астрид Линдгрен было очень счастливым. Она помнила, как впервые ощутила блаженство от красоты куста шиповника, потрясение от услышанной сказки, восторг от дикой природы Смоланда — лесистой местности в Швеции, где она родилась и где прошло её детство. Она росла в семье, где, кроме неё, было ещё трое детей. Родители их очень любили и давали возможность вдоволь нарезвиться. Позже Астрид вспоминала: «На земле вокруг нас разыгрывалось всё, что могла создать наша фантазия, все сказки, все приключения...» Стоит ли удивляться выдумкам Пеппи, знакомство с которой вам предстоит.

Девочка выросла в небольшом доме, выкрашенном в красный цвет. Может, поэтому в её произведениях много ярких красок. Она хорошо училась в школе. На уроках шведского языка её сочинения всегда зачитывали вслух, а сочинение, посвящённое жизни в домашней усадьбе, опубликовали в местной газете. Позже она стала работать на радио, в издательстве.

О создании повести «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен подробно рассказала в одном из письменных интервью. Когда её семилетняя дочь Карин заболела и вынуждена была лежать в постели, Астрид развлекала её, как могла. Однажды девочка попросила сочинить историю о Пеппи Длинныйчулок. И Астрид сразу же под этим непривычным именем увидела необычную малышку без родителей: мама — ангел на небе, а папа — негритянский король. Три года повесть о Пеппи существовала в устной форме, как настоящая сказка. Однажды зимой Астрид поскользнулась и сломала ногу. Теперь уже ей самой пришлось себя развлекать, поэтому она стала записывать свои устные истории о Пеппи. Через год рукопись была послана на конкурс детской книги и получила там первую премию.

В 1945 г. повесть «Пеппи Длинныйчулок» была опубликована и так полюбилась читателям, что через год было напечатано её продолжение — «Пеппи собирается в путь», а ещё через два — третья часть «Пеппи в стране Веселии».

Пеппи Длинный чулок

(читать кратко онлайн, краткое содержание)

Как Пеппи поселилась в вилле1 «Курица»

На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живёт Пеппи Длинный-чулок. Ей исполнилось девять лет, но, представьте себе, живёт она там совсем одна. У неё нет ни папы, ни мамы, и, честно говоря, это имеет даже свои преимущества — никто не гонит её спать как раз в самый разгар. (...)

Мама умерла давно, когда Пеппи была ещё крошечной девочкой, лежала в коляске и так ужасно кричала, что никто не решался к ней подойти. Пеппи уверена, что её мама живёт теперь на небе и смотрит оттуда сквозь маленькую дырочку на свою дочку. Поэтому Пеппи часто машет ей рукой и всякий раз приговаривает:

—    Не бойся, мама, я не пропаду!

Зато отца своего Пеппи помнит очень хорошо. Он был капитаном дальнего плавания, его корабль бороздил моря и океаны, и Пеппи никогда не разлучалась с отцом. Но вот однажды, во время сильного шторма, огромная волна смыла его в море, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что в один прекрасный день её папа вернётся; она никак не могла себе представить, что он утонул. Она решила, что отец попал на остров, где живёт много-много негров, стал там королём и день-деньской расхаживает с золотой короной на голове.

—    Мой папа — негритянский король! Не всякая девочка может похвастаться таким удивительным папой, — частенько повторяла Пеппи с видимым удовольствием. — Когда папа построит лодку, он приедет за мной, и я стану негритянской принцессой. Гей-гоп! Вот будет здорово!

Этот старый дом, окружённый запущенным садом, отец купил много лет назад. Он собирался поселиться здесь с Пеппи, когда состарится и уже не сможет водить корабли. Но после того, как папа исчез в море, Пеппи отправилась прямёхонько в свою виллу «Курица», чтобы там дожидаться его возвращения. В комнатах стояла мебель, в кухне висела утварь — казалось, всё специально

1 Вилла — богатый дом с садом, парком (обычно загородный).

приготовили, чтобы Пеппи могла здесь поселиться. Однажды тихим летним вечером Пеппи простилась с матросами на папином корабле. Все они так любили Пеппи, и Пеппи так любила их всех, что расставаться было очень грустно.

—    Прощайте, ребята! — сказала Пеппи и поцеловала поочерёдно каждого в лоб. — Не бойтесь, я не пропаду!

Только две вещи взяла она с собой: маленькую обезьянку, которую звали господин Нильсон — она получила её в подарок от папы, — да большой чемодан, набитый золотыми монетами. Все матросы выстроились на палубе и печально глядели вслед девочке, пока она не скрылась из виду. Но Пеппи шла твёрдым шагом и ни разу не оглянулась. На плече у неё восседал господин Нильсон, а в руке она несла чемодан.

—    Ушла одна... Странная девочка... Да разве её удержишь! — сказал матрос Фридольф, когда Пеппи исчезла за поворотом, и смахнул слезу.

Он был прав, Пеппи и в самом деле странная девочка. Больше всего поражает её необычайная физическая сила, и нет на земле полицейского, который бы с ней справился. Она могла бы шутя поднять лошадь, если б захотела, — и знаете, она это часто проделывает. Ведь у Пеппи есть лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в своей вилле. Пеппи всегда мечтала о лошади. Лошадь живёт у неё на террасе. А когда Пеппи хочется после обеда выпить там чашечку кофе, она, не долго думая, выносит лошадь в сад.

По соседству с виллой «Курица» стоит другой дом, тоже окружённый садом. В этом доме живут папа, мама и двое милых ребятишек — мальчик и девочка. Мальчика зовут Томми, а девочку — Анника. Это славные, хорошо воспитанные и послушные дети. Томми никогда ни у кого ничего не выпрашивает и без пререканий выполняет все мамины поручения. Анника не капризничает, когда не получает того, что хочет, и всегда выглядит такой нарядной в своих чистеньких накрахмаленных ситцевых платьицах. Томми и Анника дружно играли в своём саду, но всё-таки им

Н. Бугославская. Иллюстрация к повести А. Линдгрен « Пеппи Длинныйчулок ». 2011 г.

не хватало детского общества, и они мечтали найти себе товарища для игр. В то время, когда Пеппи ещё плавала со своим отцом по морям и океанам, Томми и Анника иногда залезали на забор, отделяющий сад виллы «Курица» от их сада, и всякий раз говорили:

— Как жаль, что никто не живёт в этом доме. Вот было бы здорово, если б здесь поселился кто-нибудь с детьми.

В тот ясный летний вечер, когда Пеппи впервые переступила порог своей виллы, Томми и Анника были в отъезде. Мама отправила их погостить недельку у бабушки. Поэтому они и понятия не имели о том, что кто-то поселился в соседнем доме.

Пеппи Длинныйчулок отправлялась на утреннюю прогулку. Вот как она выглядела: волосы её цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же ещё в крапинку — от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — чёрный. А огромные чёрные туфли, казалось, вот-вот свалятся. Папа купил их ей в Южной Африке на вырост, и Пеппи ни за что не хотела носить другие.

Когда Томми и Анника увидели, что на плече у незнакомой девочки сидит обезьяна, они просто застыли от изумления. Маленькая мартышка была одета в синие брючки, жёлтую курточку и белую соломенную шляпу.

Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой по тротуару, другой — по мостовой.

Томми и Анника не спускали с неё глаз, но она исчезла за поворотом. Однако скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперёд. Причём шла она так только потому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой.

Поравнявшись с калиткой Томми и Ан-

А. Воробьёв. Иллюстрация

Краски, которые выбирает автор для своего персонажа, очень важны. Вы видите, что во внешности и одежде Пеп-пи смешались рыжий, синий, красный, коричневый и чёрный цвета. Конечно, прежде всего мы замечаем её рыжие косички. И это не случайно. Психологи считают, что этот цвет обозначает жизнерадостность, общительность, стремительность. И именно эти качества характерны для Пеппи. Оранжевый и синий цвет очень любят мечтатели, фантазёры. А разве можно найти другую такую выдумщицу, как Пеппи?

—    Почему бы вам, например, не пойти сейчас ко мне позавтракать? — спросила Пеппи.

—    В самом деле, — подхватил Томми, — почему бы нам этого не сделать? Пошли!

—    Но прежде я должна познакомить вас с господином Нильсоном, — спохватилась Пеппи.

При этих словах маленькая обезьянка сняла с головы шляпу и важно поклонилась.

Пеппи толкнула обветшалую калитку, и дети двинулись по усыпанной гравием дорожке прямо к дому. В саду росли огромные старые замшелые деревья, прямо созданные для того, чтобы на них лазить. Все трое поднялись на террасу. Там стояла лошадь. Опустив голову в суповую миску, она жевала овёс.

—    Слушай, а почему у тебя лошадь стоит на террасе? — изумился Томми.

Все лошади, которых он когда-либо видел, жили в конюшнях.

—    Видишь ли, — задумчиво начала Пеппи, — на кухне она бы только путалась под ногами, а в гостиной ей было бы неудобно — там слишком много мебели.

Томми и Анника посмотрели на лошадь и вошли в дом. Кроме кухни, в доме были ещё две комнаты — спальня и гостиная. Но, судя по всему, Пеппи целую неделю и не вспоминала об уборке. Томми и Анника с опаской огляделись вокруг — не сидит ли в каком-нибудь углу негритянский король. Ведь они ни разу в жизни не видели негритянского короля. Но дети не обнаружили никаких признаков ни папы, ни мамы.

—    Ты здесь живёшь совсем одна? — с испугом спросила Анника.

—    Конечно, нет! Мы живем втроём: господин Нильсон, лошадь и я.

—    И у тебя нет ни мамы, ни папы?

—    Ну да! — радостно воскликнула Пеппи.

—    А кто же тебе говорит по вечерам: «Пора ложиться спать!»

—    Сама себе говорю. Сперва я говорю себе очень ласковым голосом: «Пеппи, ложись спать». А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает. Понятно?

Томми и Анника никак не могли этого понять, но потом подумали, что, может быть, это не так-то уж плохо.

Дети вошли в кухню. (...) Пеппи взяла из корзинки три яйца и, подбросив их над головой, разбила одно за другим. Первое яйцо вытекло ей прямо на голову и залепило глаза. Но зато два других ей удалось ловко поймать в кастрюльку.

—    Мне всегда говорили, что яйца очень полезны для волос, — сказала она, протирая глаза. — Вы сейчас увидите, как у меня быстро начнут расти волосы. Слышите, уже скрипят. Вот в Бразилии никто не выйдет на улицу, не намазав густо голову яйцом. Помню, там был один старик, такой глупый, он съедал все яйца вместо того, чтобы выливать их себе на голову. И он так полысел, что когда выходил из дому, в городе поднимался настоящий переполох, и приходилось вызывать полицейские машины с громкоговорителями, чтобы навести порядок...

Пеппи говорила и одновременно выбирала из кастрюльки попавшую туда яичную скорлупу. Затем она сняла висевшую на гвозде щётку на длинной ручке и принялась взбивать ею тесто так усердно, что забрызгала все стены. То, что осталось в кастрюльке, она вылила на сковороду, которая давно стояла на огне. Блин тут же подрумянился с одной стороны, и она подбросила его на сковороде, да так ловко, что он, перевернувшись в воздухе, шлепнулся обратно вниз неподжаренной стороной. Когда блин спёкся, Пеппи метнула его через всю кухню прямо на тарелку, стоявшую на столе.

—    Ешьте! — крикнула она. — Ешьте скорей, пока он не остыл.

Томми и Анника не заставили себя упрашивать и нашли, что

блин очень вкусный. Когда с едой было покончено, Пеппи пригласила своих новых друзей в гостиную. Кроме комода1 с огром

ным количеством маленьких ящиков, никакой другой мебели в гостиной не было. Пеппи принялась по очереди выдвигать ящики и показывать Томми и Аннике все сокровища, которые она хранила. Тут были редкостные птичьи яйца, диковинные ракушки и разноцветные морские камешки. Были и резные коробочки, изящные зеркальца в серебряной оправе, бусы и многие другие вещицы, которые Пеппи с отцом покупали во время своих кругосветных путешествий. Пеппи тут же захотела подарить своим новым друзьям что-нибудь на память. Томми достался кинжал с перламутровой ручкой, а Анника получила шкатулку, на крышке которой было вырезано много-много улиток. В шкатулке лежало колечко с зелёным камнем.

— А теперь забирайте свои подарки и ступайте домой, — сказала вдруг Пеппи. — Ведь если вы отсюда не уйдёте, то завтра не сможете снова прийти ко мне. А это было бы очень жалко.

Томми и Анника были того же мнения и отправились домой. Они прошли мимо лошади, которая уже съела весь овес, и выбежали через калитку из сада. На прощание господин Нильсон помахал им шляпой.


Литературный комментарий

Во многих ситуациях Пеппи побеждает, потому что очень сильная. Никакая обычная девочка, даже если она занимается спортом, не сравнится с ней силой. Это качество Пеппи преувеличено, чтобы она могла постоять за себя или других. Сила Пеппи позволяет ей быть независимой и яркой, запоминающейся. Такой приём — преувеличение каких-то качеств или признаков с целью придания яркости образу — называется гиперболой. Его часто используют в сказках. Припомните, что также преувеличена сила Никиты Кожемяки из русской народной сказки.


Вопросы и задания

1.    Какое настроение возникло у вас при чтении первой главы повести «Пеппи Длинныйчулок»?

2.    Какие эпизоды или высказывания литературных героев этого произведения удивили вас? Почему?

3.    Подумайте и ответьте, почему Пеппи взяла с корабля только обезьянку и чемодан с золотыми монетами. Как это характеризует девочку?

4.    Установите соответствие между словосочетанием из текста и именем персонажа.

1    не капризничает, когда не    получает    А Томми

того, что хочет    Б Пеппи

2    Не бойтесь, я не пропаду!    В Анника

3    выполняет все мамины поручения

4    Странная девочка

5.    Прочитайте, как выглядела Пеппи. На основании портрета очень многое можно узнать о характере литературного героя. Какие черты характера Пеппи отобразились в её портрете?

6.    Выберите из текста первой главы все сведения о вилле «Курица». Составьте связный рассказ о доме, в котором поселилась Пеппи.

7.    Подготовьте от лица Пеппи рассказ, как она печёт блины. Подумайте, почему ей радостно накормить блинами Томми и Аннику. Почему новым друзьям понравилось её угощение?

Прочитайте самостоятельно следующую главу повести. Подготовьтесь к выразительному чтению в лицах диалога Пеппи и Бенгта.


Как Пеппи ввязывается в драку

На следующее утро Томми и Анника проснулись с радостью: им хотелось снова увидеть Пеппи и весело с ней играть. Пеппи предложила играть в «дилекторов». Игра заключалась в том, чтобы внимательно смотреть по сторонам и что-то находить. Томми и Анника ничего не могли найти, а Пеппи нашла в траве ржавую консервную банку и пустую катушку. Её новые друзья не могли представить, как можно использовать такие находки. А Пеппи быстро нашла им применение.

(...) Как раз в этот момент отворилась калитка в заборе, окружавшем один из домов, и на улицу выбежала девочка. Вид у неё был чрезвычайно напуганный, и это неудивительно — за ней гнались пятеро мальчишек.

Мальчишки окружили её и прижали к забору. У них была весьма выгодная позиция для нападения. Все пятеро тут же стали в боксёрскую стойку и принялись бить девочку. Она заплакала и подняла руки, чтобы защитить лицо.

—    Бей её, ребята! — закричал самый большой и сильный из мальчишек. — Чтобы на нашу улицу больше носа не казала.

—    Ой! — воскликнула Анника. — Да ведь это они Вилле колотят! Гадкие мальчишки!

—    Вон того здорового зовут Бенгт, — сказал Томми. — Он всегда дерётся. Противный парень. Да ещё накинулись пятеро на одну девочку!

Пеппи подошла к мальчишкам и ткнула Бенгта в спину указательным пальцем.

—    Эй, послушай, есть мнение, что уж если драться с маленькой Вилле, то всё лучше это делать один на один, а не налетать впятером.

Бенгт обернулся и увидел девчонку, которую он здесь раньше никогда не встречал. Да, да, совершенно незнакомую девчонку, да ещё осмелившуюся коснуться его пальцем! На мгновение он застыл от изумления, а затем лицо его расплылось в издевательской улыбке.

—    Эй, ребята, бросьте-ка Вилле и поглядите на это чучело! — Он указал на Пеппи. — Вот так кикимора!

Его прямо скрючило от смеха, он хохотал, упершись ладонями в коленки. Все мальчишки мигом обступили Пеппи, а Вилле, утирая слёзы, тихонько отошла в сторону и стала возле Томми.

—    Нет, вы только взгляните на её волосы! — не унимался Бенгт. — Красные, как огонь. А туфли-то, туфли! Эй ты, одолжи-ка мне одну — я как раз собирался покататься на лодке, да не знал, где её раздобыть!

Он схватил Пеппи за косу, но тут же с притворной гримасой отдёрнул руку:

—    Ой, ой, обжёгся!

И все пятеро мальчишек стали прыгать вокруг Пеппи и орать на разные голоса:

—    Рыжая! Рыжая!

А Пеппи стояла в кольце беснующихся ребят и весело смеялась. Бенгт рассчитывал, что девочка разозлится, а ещё лучше заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них.

Убедившись, что словами её не проймёшь, Бенгт толкнул Пеппи.

—    Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами, — заметила Пеппи и, схватив Бенгта своими сильными руками, подбросила его в воздух так высоко, что он повис на ветке растущей неподалёку берёзы. Затем она схватила другого мальчишку и закинула его на другую ветку. Третьего она швырнула на ворота виллы. Четвёртого перебросила через забор прямо на клумбу. А последнего, пятого, она втиснула в игрушечную коляску, стоявшую на дороге. Пеппи, Томми, Анника и Вилле молча глядели на мальчишек, которые от изумления потеряли, видно, дар речи.

—    Эй вы, трусы! — воскликнула, наконец, Пеппи. — Впятером нападаете на одну девчонку — это подлость! А затем дёргаете за косу и толкаете другую маленькую, беззащитную девочку... Фу, какие вы противные... Стыдно! Ну, пошли домой, — сказала она, обращаясь к Томми и Аннике. — А если они посмеют тебя, Вилле, хоть пальцем тронуть, ты мне скажи.

Литературный комментарий

Во время изучения повести «Приключения Тома Сойера» вы получили представление о комическом — смешном в литературном произведении. Словесное выражение также может вызвать смех. Например, Пеппи после драки с Бенг-том и его товарищами называет себя маленькой беззащитной девочкой. Но только что она расправилась с ними, и мы видим, что как раз Пеппи может за себя постоять. Комически воспринимается в данном случае несоответствие между обычным значением словосочетания и его значением в произведении.

Пеппи подняла глаза на Бенгта, который, боясь пошевельнуться, всё ещё висел на ветке, и сказала:

—    Может, тебе хочется ещё что-нибудь сказать о цвете моих волос или о размере туфель, валяй говори, пока я здесь.

Но у Бенгта пропала всякая охота высказываться на любую тему. Пеппи подождала немного, затем взяла в одну руку жестяную банку, в другую катушку и ушла в сопровождении Томми и Анники.

Когда дети вернулись в сад Пеппи, она сказала:

—    Дорогие мои, мне так досадно: я нашла две такие чудесные вещи, а вы — ничего. Вы должны ещё немного поискать. Томми, почему бы тебе не взглянуть в дупло вон того старого дерева? Дилектора не должны проходить мимо таких деревьев.

Томми сказал, что всё равно ни он, ни Анника ничего хорошего не найдут, но раз Пеппи просит его поискать, он готов. И он засунул руку в дупло.

—    Ой! — воскликнул он с изумлением и вытащил из дупла маленькую записную книжечку в кожаном переплёте, с серебряным карандашиком. — Странно! — проговорил Томми, рассматривая свою находку.

—    Вот видишь! Я же тебе говорила, что на свете нет лучшего занятия, чем быть дилектором, и я просто ума не приложу, почему так мало людей выбирают себе эту профессию. Столяров и трубочистов сколько хочешь, а дилекторов пойди поищи.

Затем Пеппи обернулась к Аннике.

—    А почему бы тебе не пошарить под этим пеньком! Под старыми пнями частенько находишь самые замечательные вещи.

Анника послушалась совета Пеппи, и тотчас у неё в руках оказалось красное коралловое ожерелье. Брат с сестрой даже рты раскрыли от удивления и решили, что отныне они всегда будут дилекторами.

Вдруг Пеппи вспомнила, что легла сегодня только под утро, потому что заигралась в мяч, и ей сразу захотелось спать.

—    Пожалуйста, пойдите со мной и укройте меня хорошенько, да подоткните мне одеяло.

Когда Пеппи, усевшись на краю кровати, принялась снимать туфли, она задумчиво проговорила:

—    Этому Бенгту захотелось покататься на лодке. Тоже катальщик нашёлся! — фыркнула она с презрением. — Я проучу его в другой раз.

—    Послушай, Пеппи, — вежливо спросил Томми, — а всё-та-ки, почему у тебя такие здоровенные туфли?

—    Ясное дело — для удобства. А для чего же ещё? — проговорила Пеппи и легла. Она всегда спала, положив ноги на подушку, а голову под одеяло. — В Гватемале так спят решительно все, и я считаю, что это единственно правильный и разумный способ спанья. Так куда удобней. Неужели вы засыпаете без колыбельной песенки? Я, например, обязательно должна себе спеть колыбельную, иначе у меня глаза не закрываются.

И секунду спустя до Томми и Анники донеслись из-под одеяла какие-то странные звуки. Это Пеппи пела себе колыбельную. Тогда они, чтобы её не потревожить, на цыпочках направились к выходу. В дверях они обернулись и ещё раз взглянули на постель, но увидели только Пеппины ноги, которые покоились на подушке. Дети пошли домой. Анника, крепко сжимая в руке свои коралловые бусы, спросила:

—    Томми, ты не думаешь, что Пеппи нарочно положила эти вещи в дупло и под пенёк, чтобы мы их нашли?

—    Чего гадать, — ответил Томми. — С Пеппи никогда не знаешь, что к чему, это мне уже ясно. (...)

Томми и Анника были просто счастливы, что в их жизни появилась Пеппи. Она умела любое событие превращать в игру, например, даже с полицейскими побегала в салочки. Конечно, полицейские пришли к Пеппи совсем не играть, а забрать её в детский дом. Она спросила, можно ли взять с собой обезьянку и лошадь. Когда узнала, что это не разрешается, решила никуда не ходить. Полицейские хотели забрать её силой, но девочка от них убежала, а потом вытолкала коварных полицейских из своего сада. Пришлось им признать, что «Пеппи не годится для детского дома».

Также не получилось у Пеппи учиться в школе: ей непонятно было, как надо вести себя в школе.

Больше всего Томми и Анника повеселились, когда пошли вместе с Пеппи в цирк. Девочка удивила всех зрителей тем, как умело скакала на лошади и бесстрашно делала трюки на канате. Настоящий триумф и любовь жителей городка пришли к Пеппи после победы над напыщенным силачом Адольфом.


Вопросы и задания

1.    Найдите в главе «Как Пеппи ввязывается в драку» диалог Пеппи с Бенгтом и прочитайте его в лицах. Передайте с помощью интонации доброжелательность Пеппи и насмешку Бенгта. Почему Пеппи не испугалась драки с пятью мальчишками?

2.    После того, как Пеппи расправилась с драчунами, она называет себя маленькой беззащитной девочкой. Почему? Какой эффект достигается несоответствием между действиями и её словами?

3.    Как Анника и Томми отозвались о Бенгте? Почему они осудили действия мальчишек?

4.    Выберите, что высмеивал Бенгт во внешности Пеппи.

А волосы    В туфли

Б платье    Г разноцветные чулки

Прочитайте самостоятельно следующие главы повести. Поразмышляйте, почему Пеппи всегда находит выход из сложных ситуаций.


Как Пеппи спасает двух малышей

(...) Конечно, в нашем маленьком городке, как и в каждом городе, есть своя главная площадь. На неё выходят выкрашенная охрой ратуша и старинные красивые особняки, среди которых возвышается большой трёхэтажный дом. Он построен недавно, и все его называли небоскрёбом, потому что это самый высокий дом в городе. В эти воскресные предвечерние часы город, казалось, дремал, погружённый в тишину и покой. И вдруг тишину прорезал дикий крик:

—    Небоскрёб горит! Пожар! Пожар!

Со всех сторон к площади бежали перепуганные люди. По улице с пронзительным воем промчалась пожарная машина. И две девочки на тротуаре, которым сперва казалось, что смотреть на пожар очень весело, вдруг заплакали — они испугались, что и их дом загорится. Вскоре на площади перед небоскрёбом собралась огромная толпа. Полиция пыталась её разогнать, потому что огонь мог перекинуться и на соседние дома. Из окон небоскрёба уже вырвались языки пламени. Под дождём искр в клубах чёрного дыма пожарные продолжали мужественно бороться с огнём. Пожар вспыхнул на первом этаже, но пламя со стремительной быстротой охватило весь дом. И вдруг люди, стоящие на площади, похолодели от ужаса. Окно мансарды под самой крышей распахнулось, и в нём показались два маленьких мальчика. Несчастные мальчуганы плакали и молили о помощи.

—    Мы не можем отсюда выйти, — крикнул старший мальчик, — кто-то развёл костёр на лестнице!

Старшему минуло пять лет, его брат был на год моложе. Мать их ушла по делу, и они остались дома одни.

Толпа на площади волновалась. Многие плакали, глядя на малышей. Брандмайор не на шутку встревожился. У пожарных была, конечно, раздвижная лестница, но она не доставала до мансарды. А войти в дом, чтобы вынести детей, было уже практически невозможно. Неописуемый ужас охватил всех, когда стало ясно, что дети обречены на гибель — ведь пламя вот-вот доползёт до мансарды. А малыши по-прежнему стояли у окна и громко ревели. (...)

(...) Никто не верил, что Пеппи сможет что-нибудь сделать, но верёвку ей всё-таки дали. Возле фонтана, перед небоскрёбом, росло высокое дерево. Его верхние ветки были примерно на уровне окон мансарды, но метра на три не доходили до них, а ствол дерева был гладкий как столб. Даже Пеппи не могла по нему взобраться.

Пожар бушевал, дети в окне мансарды кричали, люди на площади плакали. Пеппи соскочила с лошади и, подбежав к дереву, крепко привязала верёвку к хвосту господина Нильсона.

—    А теперь ты будешь умницей, ну, лезь, — сказала Пеппи, поднесла обезьянку к дереву и подсадила её.

Господин Нильсон прекрасно понял, что от него хотят, и послушно полез по гладкому стволу — для обезьяны это было дело плёвое. Люди на площади затаив дыхание следили за господином Нильсоном. Вскоре он добрался до кроны, сел на сучок и

вопросительно поглядел вниз, на Пеппи. Пеппи кивнула ему, как бы говоря, что можно спуститься. Обезьянка послушалась, но стала спускаться по другой стороне ствола, перекинув тем самым верёвку через сук. И когда господин Нильсон снова оказался на земле, Пеппи держала в руках оба конца верёвки.

—    До чего же ты умён, господин Нильсон, тебе бы профессором быть! — воскликнула Пеппи и отвязала верёвку от хвоста обезьяны.

Неподалёку от небоскрёба ремонтировали дом. Пеппи помчалась туда и выбрала крепкую длинную доску. С доской под мышкой она вернулась к дереву. Ухватившись свободной рукой за верёвку и опираясь ногами о ствол, она начала быстро и ловко карабкаться вверх. Люди на площади от удивления перестали плакать. Добравшись до кроны и положив доску на развилку ветвей, она осторожно стала продвигать её к окну. Наконец доска достигла окна, легла концом на подоконник и образовала своеобразный мост между деревом и горящим домом. Люди на площади молчали, от напряжения никто не мог вымолвить ни слова. А Пеппи пошла по доске, весело улыбаясь мальчишкам в мансарде:

—    Ну, чего вы ревёте, ребята? У вас, может, животы разболелись?

Дойдя до окна, Пеппи спрыгнула в мансарду.

—    Что и говорить, здесь жарковато. Сегодня вам больше топить не придётся, за это я ручаюсь. А завтра слегка протопите, не больше четырёх поленьев...

Сказав это, Пеппи взяла на руки обоих мальчиков и двинулась по доске обратно.

—    А теперь мы немножко позабавимся. Балансировать с вами на доске — всё равно что танцевать на проволоке.

Когда Пеппи дошла до середины доски, она подняла ногу... как, помните, она сделала в цирке. Шёпот ужаса пробежал по толпе. А когда с её ноги соскочила и полетела вниз туфля, несколько пожилых дам упали в обморок. Но Пеппи благополучно добралась с мальчиками до дерева, и стоящие на площади люди так громко закричали «Ура», что заглушили на мгновение треск и рёв пожара.

Пеппи подтянула верёвку, один конец её она крепко привязала к толстому суку, а другим обвязала младшего мальчика и стала медленно и осторожно спускать его, он попал прямо в руки матери, которая, не помня себя от счастья, схватила своего сынишку и, громко рыдая, принялась его целовать. Но Пеппи закричала с дерева:

—    Эй вы! Отвяжите верёвку! Здесь ждёт ещё один мальчик, и летать он пока не умеет!

Люди кинулись развязывать верёвку, но это было нелёгким делом, потому что Пеппи умела завязывать крепкие морские узлы. Она научилась этому у матросов, когда плавала по морям со своим папой.

Но вот верёвка, наконец, снова оказалась в руках Пеппи, и она спустила на землю второго мальчика. (...)

—    Давайте прокричим четырёхкратное «Ура» в честь девочки по имени Пеппи Длинныйчулок! — громко провозгласил брандмайор. — Да здравствует Пеппи!

—    Ура! Ура! Ура! Ура! — прокричали все люди, стоящие на площади.

И лишь один голос крикнул «Ура» пять раз. Этот голос принадлежал самой Пеппи.

Как Пеппи терпит кораблекрушение

(...) Пеппи, Томми, Анника, лошадь и господин Нильсон отправились на необитаемый остров. Стоял пасмурный, но тёплый для начала лета день. Путешественникам предстоял довольно длинный путь до того места, откуда был виден необитаемый остров. Пеппи несла лодку, держа её на вытянутых руках над головой. На спину лошади она навьючила огромный мешок и палатку.

— А что в мешке? — спросил Томми.

—    Еда, оружие и одеяла, да ещё пустая бутылка, — объяснила Пеппи. — Я думаю, что на первый раз нам лучше потерпеть удобное кораблекрушение. Когда мне случалось прежде терпеть кораблекрушение, я подстреливала ка-кую-нибудь антилопу или ламу и ела сырое мясо, но у нас не получится, потому что на этом острове вряд ли есть антилопы или ламы, а умереть там с голоду было бы просто смешно.

—    А зачем ты взяла пустую бутылку? — удивилась Анника.

—    Ты меня ещё спрашиваешь, зачем я взяла пустую бутылку? Что за глупый вопрос? Конечно, для кораблекрушения важнее всего иметь корабль, но после корабля самое важное — это пустая бутылка. Когда я лежала в колыбели, отец меня учил: «Пеппи, — говорил он, — ты можешь забыть надеть ботинки, когда тебя будут представлять королю, но упаси тебя Бог забыть пустую бутылку, когда ты собираешься потерпеть кораблекрушение. Без бутылки лучше сразу отправляться домой».

—    Зачем же она нужна? — спросила Анника.

—    Разве ты никогда не слышала о бутылочной почте? — удивилась Пеппи. — Пишут записку, просят о помощи, запечатывают в бутылку и кидают в море. И потом она попадает прямо в руки к тем, кто должен тебя спасти. А как же иначе можно спастись при кораблекрушении? Ну, как ты себе представляешь, можно ли всё пустить на самотёк? Ну и глупости ты болтаешь, честное слово!

—    Да нет, теперь я поняла, — сказала Анника.

Вскоре ребята увидели впереди небольшое озеро, посередине которого виднелся маленький островок. Солнце как раз выглянуло из-за облаков и обогрело молодую зелень.

—    Прекрасно! — воскликнула Пеппи, — пожалуй, это самый уютный необитаемый остров, который я когда-либо видела.

Пеппи быстро спустила лодку на воду, сняла с лошади мешок и палатку и уложила всё это на дно лодки. Анника, Томми и господин Нильсон уселись в лодку, а Пеппи подошла к лошади и похлопала её по спине.

—    Дорогая моя лошадь, я очень сожалею, но усадить тебя в лодку нельзя, — сказала она. — Надеюсь, ты умеешь плавать. Это ведь очень просто. Гляди, лошадь, я тебе сейчас покажу.

С этими словами Пеппи бросилась в воду прямо в платье и поплыла саженками.

—    Плавать очень приятно, честное слово. А если хочешь к тому же веселиться, то можешь поиграть в кита. Вот гляди, я тебя сейчас научу.

Пеппи набрала полный рот воды, легла на спину и выпустила эту воду фонтаном. По виду лошади трудно было сказать, находила ли она эту игру забавной, но когда Пеппи прыгнула в лодку, взялась за вёсла и отчалила, лошадь тоже вошла в воду и поплыла. Правда, в кита играть она не стала. (...)

Когда лодка подплыла к острову, Пеппи вела себя так, словно они действительно терпят кораблекрушение. Она спасла сначала продовольствие, а потом своих друзей. Обезьянка и лошадь сами выбрались на берег. Через некоторое время Пеппи решила, что пора ставить палатку.

(...) Сказано — сделано. Вскоре на высоком берегу уже раскинулась палатка, Томми с Анникой тут же в неё влезли и почувствовали себя совершенно счастливыми. Вблизи палатки Пеппи сложила очаг из больших камней и быстро набрала сухих веток.

—    О, как здорово, у нас будет костёр! — воскликнула Анника.

—    Без костра нельзя, — серьёзно сказала Пеппи и, взяв две деревяшки, стала тереть их друг о друга.

Томми с огромным интересом наблюдал за ней.

—    Ты что, Пеппи, собираешься добыть огонь трением, как дикари? — спросил он с восторгом.

—    Да, собираюсь, вернее, собиралась, но у меня уже замёрзли руки, а костёр будет ничуть не хуже, если мы добудем огонь другим способом. Поищу-ка я лучше спички.

Вскоре запылал весёлый огонь, и Томми сказал, что так уютно ему ещё никогда не было.

—    Сидеть у костра очень приятно, это верно, да без него и нельзя — он удерживает диких зверей на нужном расстоянии от лагеря, — заявила Пеппи.

Анника тут же заволновалась.

—    Каких ещё диких зверей? — спросила она дрогнувшим голосом.

—    Комаров, например, — сказала Пеппи и задумчиво почесала комариный укус на ноге.

Анника с облегчением вздохнула.

—    Ну и львов, конечно, тоже, — подхватила Пеппи, — но вот против питонов и американских бизонов костёр бессилен.

И Пеппи деловито вытащила свой пистолет.

—    Но будь спокойна, Анника, — сказала она, — с этой вот штукой нам ничто не страшно.

Пеппи сварила на костре кофе и разлила его по чашкам. Ребята сидели вокруг костра, пили кофе, ели бутерброды и чувствовали себя очень счастливыми. Господин Нильсон примостился у Пеппи на плече и ел вместе со всеми, а лошадь время от времени тыкалась мордой кому-нибудь в спину и тут же получала ломоть хлеба или кусок сахару. А вокруг росла прекрасная сочная трава, и она могла щипать её хоть всю ночь. Небо снова затянулось тучами, начинало смеркаться, в кустах было уже

совсем темно. Анника придвинулась как можно ближе к Пеппи. Пламя отбрасывало такую причудливую тень, что казалось, будто окружавшая их темнота полна живых существ. Анника дрожала. Вдруг за теми валунами притаился лев? (...)

Пеппи вспомнила, как плавала по южным морям, и запела хриплым голосом матросскую песню. Детям было жутко и одновременно прекрасно. Томми и Пеппи решили, что станут морскими разбойниками.

(...) — Прекрасно, — подхватила Пеппи. — Гроза Карибского моря — вот кем мы с тобой будем, Томми. Мы будем отбирать у всех золото, драгоценности, бриллианты, устроим тайник в каком-нибудь гроте на необитаемом острове Тихого океана, спрячем туда все наши сокровища...

—    А я? — жалобно спросила Анника. — Я ведь не хочу стать морской разбойницей. Что же я буду делать одна?

—    Ты всё равно будешь плавать вместе с нами, — успокоила её Пеппи. — Ты будешь вытирать пыль с фортепьяно в кают-компании.

Костёр потухал.

—    Пожалуй, пора идти спать, — сказала Пеппи. Она выложила пол палатки ельником и застелила его несколькими толстыми одеялами.

—    Хочешь лечь рядом со мной в палатке? — спросила Пеппи у лошади. — Или ты предпочитаешь провести ночь под деревом? Я могу накрыть тебя попоной. Ты говоришь, что тебе нездоровится всякий раз, когда ложишься в палатке? Ну что ж, пусть будет по-твоему, — сказала Пеппи и дружески похлопала лошадь по крупу.

Трое ребят и господин Нильсон лежали в палатке, укрывшись одеялами. Вода тихо плескалась о берег.

—    Слушайте гул океана, — сказала Пеппи уже сонным голосом.

В палатке было темно, как в мешке, и Анника на всякий случай держала Пеппи за руку — так она чувствовала себя в большей безопасности. Пошёл дождь. Капли барабанили по крыше палатки, но внутри было тепло и сухо, и шум дождя приятно убаюкивал. Пеппи выскочила из палатки, чтобы накинуть на лошадь ещё одно одеяло. Лошадь стояла под деревом с очень густой кроной, так что дождь ей тоже не мешал.

—    До чего же нам хорошо! — прошептал Томми, когда Пеппи вернулась.

—    Ещё бы! — отозвалась Пеппи. — Глядите-ка, что я нашла под камнем: три шоколадки.

Несколько минут спустя Анника уже спала, хотя рот её был ещё полон шоколада. Руку Пеппи она так и не выпустила из своей руки.

—    Мы забыли почистить зубы, — сказал Томми и тоже заснул.

Когда Томми и Анника проснулись, Пеппи в палатке уже не

было. Дети выглянули наружу. Солнце сияло, и Пеппи уже развела огонь: она жарила ветчину и варила кофе.

—    От всей души желаю вам счастья и весёлой Пасхи, — сказала она, увидев Томми и Аннику.

—    Да ведь Пасха уже давно прошла, — сказал Томми.

—    Конечно, — согласилась Пеппи, — а ты сбереги мои пожелания на будущий год.

От запаха жареной ветчины и свежего кофе разгорался аппетит. Все трое уселись вокруг костра, поджав ноги, и каждый получил по куску ветчины, залитой яйцом, и картошку. Потом они выпили кофе с пряниками. Все сошлись на том, что никогда в жизни ещё не ели такого вкусного завтрака.

—    Я думаю, нам куда лучше, чем Робинзону1, — заявил Томми. (...)

Пеппи согласилась, но сказала, что будет ещё лучше, если удастся наловить рыбы к обеду. Она быстро соорудила самодельную удочку. Скоро к ней подплыл окунь, но она не стала его ловить. Решила приготовить на обед свинину и оладьи, чем очень обрадовала Томми и Аннику. Потом она предложила купаться. Вода была очень холодной. Пеппи предложила нырять в воду, раскачавшись на верёвке, которую привязала к дереву.

(...) Томми и Аннике было сперва трудно решиться плюхнуться в воду с такой высоты, но это выглядело так заманчиво, что в конце концов они всё же отважились. А стоило раз соскользнуть с верёвки, как уже хотелось это делать всю жизнь, потому что скользить самому оказалось ещё интереснее, чем смотреть со стороны. Господин Нильсон тоже захотел участвовать. Он очень ловко спустился вниз по верёвке, но в самую последнюю минуту, когда нужно было отпускать конец и плюхаться в воду, он передумал и быстро-быстро полез вверх. Он проделал этот путь

по канату много раз подряд, не решаясь прыгнуть в воду, хотя ребята понукали его и кричали, что он трус. Потом Пеппи сообразила, что можно сесть на дощечку и съехать на ней по отвесной скале прямо в воду. И это оказалось ещё веселее, потому что всякий раз подымался целый фонтан брызг.

Пеппи с невообразимым плеском плюхнулась в воду, и на поверхности взметнулись только две её рыжие косички. Когда ребята вдоволь накупались, они решили обследовать остров. Все трое уселись на лошадь, и она ровной рысью побежала вперёд. Они мчались вверх и вниз по склонам, пробирались сквозь кусты и густые заросли, скакали по болотам и по красивым зелёным лужайкам, пестрящим полевыми цветами. Пеппи держала пистолет на взводе и время от времени стреляла в воздух, и тогда лошадь от испуга вставала на дыбы.

—    Я убила льва, — радостно заявляла она... — Я хотела бы, чтобы этот остров был наш навсегда, — сказала Пеппи, когда ребята вернулись в свой лагерь и начали печь оладьи. Томми и Анника тоже этого хотели. (...)

Дети с удовольствием пообедали. Настал вечер. Они улеглись спать.

Утром ребята с грустью вспомнили, что пора возвращаться домой. И тут они обнаружили, что лодка пропала. Анника так расстроилась, что начала плакать. Пеппи её немножко постыдила: ведь если «уж человеку посчастливилось попасть на необитаемый остров, то там надо прожить не меньше семи лет» или хотя бы года два. Аннику такие мысли повергли в отчаяние. Пеппи пришлось прибегнуть к бутылочной почте.

Письмо в бутылке бросили в воду, но оно застряло у берега. Дети ждали спасителей, а их всё не было. Пеппи рассердилась и вдруг вспомнила, что сама спрятала лодку во время дождя.

—    Ну вот. Не хватает только наших спасителей. Если они теперь заявятся, чтобы нас спасти, то понапрасну потратят свои силы, потому что мы сами себя спасём. Что ж, поделом им! Пусть это послужит им уроком — надо поторапливаться, когда речь идёт о человеческой жизни.

—    Как ты думаешь, мы попадём домой раньше мамы и папы? — спросила Анника, когда они сели в лодку. — А то мама будет очень беспокоиться.

—    Сомневаюсь, — ответила Пеппи, энергичными взмахами вёсел направляя лодку к берегу.

Господин и госпожа Сеттергрен приехали домой на полчаса раньше детей. Томми и Анники нигде не было видно, но в почтовом ящике они нашли листок бумаги, на котором было написано:

«Вы только не думойти что ваши дети умерли или прапали навсигда ани только потерпят не болыпоя кораблекрушние и скоро вирнутца домой С преветом Пеппи».

(Перевод Л. Лунгиной)


 

Вопросы и задания

1.    Найдите в главе «Как Пеппи терпит кораблекрушение» описания природы — пейзажи. Какое настроение создают эти пейзажи? Прочитайте отрывки и назовите чувства персонажей, соответствующие им.

2.    Расскажите, как Пеппи спасла малышей во время пожара. Как вы считаете, такой поступок мог бы совершить ваш ровесник? А как бы вы поступили на месте Пеппи?

3.    Рассмотрите иллюстрацию М. Бычкова. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют изображению. Совпадает ли видение художником этой ситуации с вашим?

Прочитайте записку, оставленную Пеппи родителям Томми и Анники. Запишите текст записки в тетради без ошибок. Почему Пеппи ничего не сказала об этой записке своим друзьям? Правильно ли она поступила, оставив записку? Как вы думаете, эта записка успокоила родителей друзей Пеппи?

5. Пеппи наполнила жизнь Томми и Анники различными приключениями и играми. Обо всех приключениях наших путешественников вы можете прочитать самостоятельно в разделе «Пеппи в стране Веселии».

Составьте письменное рассуждение на тему «Я хотел (хотела) бы дружить с Пеппи, потому что...» или «Я не хотел (не хотела) бы дружить с Пеппи, потому что...».

Прикосновение к творчеству писателя

Астрид Линдгрен очень любят во многих странах, но на родине в Швеции, несомненно, больше всего. Ещё при жизни в Стокгольме ей воздвигли два памятника. Она восприняла их с юмором. Когда установили бронзовый бюст в парке Тегнера, Астрид сказала, что будет приходить к нему «поболтать сама с собой». Дети больше любят памятник в парке Юргорден. Писательница сидит с развёрнутой книгой — это её сказка «Братья Львиное Сердце». Юные почитатели с удовольствием сидят у бронзовой А. Линдгрен на коленях и делятся с ней своими секретами.

Автор: admin от 4-01-2014, 00:03, Переглядів: 37290